Зрелищные здания. Театры

Проектирование зрелищных зданий. Театры. Местоположение. Входные помещения. Устройство террас и лоджий. Расчет площади помещений. Распределение численности посетителей (%) и затрачиваемое ими время (мин.) на проход к своему месту и уход с него. Расстояния от соседних зданий. Условия видимости зрительного зала. Построение кривой видимости. Аналитический метод определения кривой видимости. Высота уровня глаз зрителей над полом. Максимальное удаление зрительских мест. Размеры портала сцены, зонирование мест по величине угла зрения и глубина видимой части сцены. Подъём партера и балкона (по центральной оси зрительного зала).


Зрелищные здания должны отличаться высоким уровнем безопасности и обеспечением максимальных удобств для зрителей; ничто не должно мешать концентрации внимания зрителей к происходящему на сцене. Вопросы строительного проектирования, оборудования и оснащения, а также эксплуатации театральных зданий, залов общественных собраний и цирков детально изложены в «Правилах строительного надзора», содержание которых кратко приведено ниже с поясняющими иллюстрациями.
 
В функциональном отношении театральное здание делится на три части (рис. 4):
а) входные помещения: вход, вестибюль, фойе, гардеробные и т.п.;
б) зрительный зал;
в) сценическая часть: главная сцена, боковые карманы, арьерсцена, кулисы, артистические уборные, зал для хореографических занятий и т.п.
 
Размеры зрелищных зданий различны и зависят от их. назначения (опера, драма, эстрада, кино). До начала разработки проекта следует выяснить все требования, связанные с назначением здания и местные условия.
 
Местоположение (согласно § 3 «Правил строительного надзора»). Входы и выходы из театра, как правило, должны быть ориентированы на городскую улицу и отстоять от красной линии застройки на противоположной стороне этой улицы не менее чем на 20 м. Если театр расположен на свободном со всех сторон или же угловом земельном участке, то указанная дистанция может быть уменьшена до 15 м, а для театров вместимостью не более 800 человек — до 12 м (рис. 1, 2).
 
При расположении театра во внутренней зоне жилого квартала ширина двора у театральных входов и выходов должна по меньшей мере на 1/4 превышать ширину обычных внутриквартальных проездов (рис. 3). Устройство тротуаров в проездах см. статью "Кинотеатры".
 
Заполнение театра зрителями занимает обычно от 15 до 30 мин (табл.), а разъезд зрителей происходит почти одновременно.
 
Входные помещения
 
Стоянки автомобилей и крытые подъезды. Большинство зрителей — владельцы собственных автомобилей сначала приезжает на стоянку, откуда пешком направляется в театр. На каждые три места для зрителей необходимо предусматривать одно место на автомобильной стоянке. Оптимальным решением является наличие вблизи театра большого гаража, который вечером по окончании рабочего дня может обслуживать посетителей театра. При этом желательно устройство крытого перехода между гаражом и театром. Необходимо учесть возможность подъезда такси в дождливые дни вплотную к подъезду театра.
 
Все выходные двери (рис. 5, 6) должны открываться наружу.
 
При размещении гардеробов (рис. 6) в коридорах против боковых входов в зрительный зал эти коридоры следует расширять не менее чем на 7 м. Длина барьера гардероба назначается из расчета 1 м на 20 зрителей. Расстояние между крючками вешалок 5 см.
 
Лестницы (рис. 7), ведущие в партер, на первый ярус или к нижним радам амфитеатра, могут быть шире 1,8 м без разделения маршей.
 
Каждая сторона любого яруса, каждый коридор и каждая сторона амфитеатра должны сообщаться по меньшей мере с одной лестницей. Устройство наружных лестниц с  соответствующими площадками допускается лишь на высоту ≤ 2 м над отметкой улицы.
 
Уклон пандусов не должен превышать 10%.
 
Устройство террас и лоджий на уровне второго яруса и выше допускается из расчета   ≤ 5 чел/м2.
 
Расчет площади помещений:
фойе: 0,8 — 2 м2 на одного посетителя (в кинотеатрах — 0,45 м2, полагая, что фойе посещает только 1/6 зрителей);
ширина кулуаров  ≥ 5,50 м, длина ≥ 20 м;
на 75 — 100 посетителей — один унитаз, в том числе 2/5 от общего числа унитазов — для мужчин, 3/5 — для женщин.
 
Распределение численности посетителей (%) и затрачиваемое ими время (мин.) на проход к своему месту и уход с него (по данным Баррис-Майера и Кола, США):
 
  Опера, концерты Эстрада Кино
Посетители, ожидающие в залах 6 % 10 %
Посетители, купившие билеты за 20 мин. И менее до начала 8 % 20 % 100 %
Проходящие по заранее заказанным билетам (время на получение) 2 – 15 мин 2 – 15 мин
Время на проверку билетов 1 мин 1 мин 1 мин
Общее время на проход в зал от подъезда 4 – 12 мин 6 – 9 мин 2 – 5 мин
Время на занятие места 4 мин
% посетителей, покидающих свои места во время антракта 75 % 50 %
Время на проход с места в фойе 4 мин 4 мин
Время пребывания в туалете 1 мин 6 мин
Время пребывания в гардеробной 3 мин 5 мин
Время на проход с места к подъезду без учёта времени пребывания в гардеробной 5 мин 6 мин
Время ожидания такси или других видов транспорта 1 – 15 мин 1 – 15 мин
 
Проектирование зрелищных зданий, театров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert Проектирование зрелищных зданий, театров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. Расстояния от соседних зданий при расположении театра торцом к прилегающей улице.
2. Расстояния до соседних зданий при продольном расположении здания театра.
3. Расстояния до соседних зданий при расположении театра внутри жилого квартала.
4. Схема деления здания Венского оперного театра на основные функциональные части.
5. Ширина коридоров (§11 «Правил строительного надзора»): 1 м на 80 чел., но не менее 3 м; при стесненны, условиях на ярусах — не менее 2 м, уклон коридоров —  не более 1 :20.
6. Выходы (§ 14 «Правил строительного надзора»), гардеробные (§ 19 «Правил строительного надзора»). М 1:200.
7. Лестницы (§ 12 «Правил строительного надзора») — 1 м на 90 чел., широкие лестницы следует разделять перилами. Максимальное соотношение размеров подступенка к проступи — 16/30 см.
8. Устройство шлюзов между помещениями, в которых курят и зрительным залом является обязательным. М 1:200. 1 —буфет; 2 — шлюз; 3 — коридор.  
 
Условия видимости (по данным Геллинека). Качества зрительного зала по условиям видимости зависят от ряда особенностей. В их числе:
 
1. Превышение уровня глаз зрителей и кривая видимости. Необходимо одинаковое превышение для каждого места; смещение мест в рядах позволяет видеть сцену между головами впереди сидящих. Минимальная величина превышения Смин = 6 см
 
Средняя величина превышения Сср = 12,5 см.
 
Построение кривой видимости:
 
а) графический метод (рис. 1) — последовательное соединение прямыми линиями уровней глаз зрителей, расположенных с превышением друг над другом, до достижения точки Р, находящейся в месте пересечения центральной оси сцены с продольной осью стального противопожарного занавеса. Недостаток этого метода — для определения высоты расположения последнего ряда необходимо последовательное построение всех точек уровней глаз зрителей;
 
б) аналитический метод (рис. 2), позволяющий непосредственно определить высоту расположения любого места зрительного зала.
 
Высота над уровнем планшета сцены  Y = (c / d )x  2,311g (x / a ) + ( (b + c ) / d )х—с.
Превышение точек кривой видимости dy/dx = c/d (1 + 2,31 lg x/a) + (b + с)/а
Превышение уровней глаз C =  (y—bx/a) //(x/d•2,31 lg x/a + x/a— 1)
 
где а — расстояние от точки сцены Р до первого ряда зрителей 5 м; b — превышение уровня глаз зрителей первого ряда над уровнем планшета сцены 15 — 20 см; d —расстояние между, рядами мест 80 — 90 см; х, у — координаты любого места в зрительном зале относительно точки сцены Р, принятой за 0 системы координат.
 
Высота уровня глаз зрителей над полом принимается равной 1,15 — 1,2 м.
 
Верхняя треть кривой видимости представляет собой прямую линию, в связи с чем уклон мест в амфитеатре и на ярусах принимается прямолинейным.
 
2. Портал сцены: угол зрения меняется в зависимости от ширины портала и удаления зрителя от сцены. Угол цветного зрительного восприятия в горизонтальной плоскости, без поворота головы, равен 40°; он не должен превышать 54°. Наиболее четко различаются предметы, расположенные в пределах угла зрения 10 — 15°. Более подробные данные см. в статье «Глаз как оптический инструмент для оценки размеров окружающих предметов». Поэтому места в зрительном зале с учетом угла зрения делят на три зоны (рис. 4).
 
3. Предельное удаление мест от сцены в театральных зданиях принимается равным 20 — 35 м (табл.). Существуют два типа театров:
 
а) в которых необходимо различать мимику актеров и самые незначительные их жесты (драматические театры, варьете); удаление до 25 м;
б) в которых необходимо чётко различать лишь движения и жесты отдельных артистов (опера, оперетта, залы большой вместимости); удаление 32 — 36 м.
 
В открытых театрах (для массовых зрителей, балетных представлений) удаление может достигать 70 м.
 
Максимальное удаление зрительских мест в существующих театрах:
 
Максимальное удаление, м Театр
21 Театр в г. Магдебург
26 Городской театр в г. Гельзенкирхен
27 Городской театр в г. Бохум
28 Театр в г. Мюнхен и оперный театр в г. Гамбург
29 Театр им. Шиллера в Западном Берлине
30 Национальный театр в г. Мангейм. театр в г. Дессау
31 Национальный театр в г. Мюнхен
32 Венский Бургтеатр и театр в г. Мальме
33 Берлинский оперный театр и театр в г. Байройт
35 Миланский театр «Ла Скала», оперный театр в г. Кельн
36 Оперный театр в г. Дрезден, народный театр в Берлине
 
Проектирование зрелищных зданий, театров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert Проектирование зрелищных зданий, театров. Строительное проектирование. Эрнст Нойферт, Bauentwurfslehre. Ernst Neufert
1. Графическое построение кривой видимости; последовательное нанесение превышения определяет линию подъема рядов в зрительном зале.
2. Аналитический метод определения кривой видимости (схема, поясняющая вывод формул, приведенных в тексте).
3. Подъём партера и балкона (по центральной оси зрительного зала).
4. Размеры портала сцены, зонирование мест по величине угла зрения и глубина видимой части сцены (перед сценой — оркестровая яма, площадь которой определяется из расчёта 1,3 м2 на 1 музыканта): q1 = 10 м; q2 = 12м; а3 = 14 м; а4 = 16 м; а5 = 18 м.
 
 
Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

Подтвердите, что вы не спамер
CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)