Части зданий как выражение способов обработки строительных материалов
Различные виды креплений, узлов, плетений и вязки, а также тканей, применявшиеся на заре культурного развития человечества, явились прообразами архитектурных форм.
Позднее получило развитие деревянное зодчество, которое почти повсеместно служило основой для создания архитектурных форм, в том числе форм греческих храмов (рис. 1 и 2).
Такая гипотеза относительно нова, но число примеров, доказывающих ее справедливость, все время увеличивается.
Архитектор Уде посвятил этим вопросам серьезную работу; в ней с большой убедительностью и прежде всего на примере Альгамбры в Гренаде доказано происхождение мавританской архитектуры от деревянного зодчества. В то же время гипсовый или майоликовый декор внутренних поверхностей мавританских зданий (так же как пояски, бусы и шнуры в греческой архитектуре) является подражанием ткаческому искусству. В углах некоторых помещений Альказара в Севилье отчетливо видны «узлы», вырезанные из гипса и в точности воспроизводящие крепление полотнищ в углах шатров. Здесь имеет место прямой перенос форм, свойственных технике возведения шатров.
Архитектурные формы, созданные в разных странах в разное время на основе применения тех или иных материалов при одинаковых условиях, весьма сходны. Существование таких форм доказано Ф. Верзином на многочисленных примерах. В них приведены предметы домашнего обихода народов Восточной Азии и Европы, относящиеся как к третьему тысячелетию до н.э., так и к настоящему времени, но совершенно тождественные по форме.
В случае применения других материалов и другой техники, так же как и при другом назначении конструкций, неизбежно меняется форма сооружений; время от времени возникают чисто декоративные формы, скрывающие от глаз основную форму, возникшую под действием местных условий, или имитирующие какие-либо конструктивные элементы (например, стиль барокко). Решающим для формирования облика сооружений является в конечном счете «дух времени».
В настоящее время в древних сооружениях нас в основном интересуют вопросы происхождения художественных форм и в меньшей мере сами формы. Каждая эпоха вырабатывает в конце концов присущие ей законченные архитектурные формы, которые в дальнейшем получают лишь более совершенную разработку. Сегодня мы добиваемся выразительности, используя бетон, металл и стекло. Для архитектуры промышленных и крупных общественных зданий сейчас характерны новые формы, вызванные к жизни стремлением получить большую площадь окон; через стекла ясно видны несущие конструкции сооружений (рис. 6).
Чёткое выявление элементов сооружения в соответствии с их техническим назначением придает новый облик как отдельным частям здания, так и сооружению в целом. На этом пути открываются новые возможности для творческих исканий архитекторов.
Однако было бы ошибочным считать, что в наше время требуется лишь четкое выявление конструкций, на основании которых когда-то в будущем будут выработаны законченные архитектурные решения (рис. 2). В задачу архитекторов в первую очередь входит использование технических достижений нашего времени для создания отвечающих современному представлению совершенных в художественном отношении сооружений. Для этого архитектор должен обладать чувством такта, сдержанностью, учитывать природное окружение, стремиться к созданию органического единства объемно-пространственного и конструктивного решения, к соответствию внешнего облика функциональному назначению здания с учетом технической, экономической и технологической целесообразности сооружения.
Даже самые творчески одаренные мастера, способные сказать новое слово в архитектуре, должны считаться с этими условиями и учитывать «дух времени».
Чем талантливее архитектор, чем шире его кругозор и содержательнее работа, тем значительнее его произведение, которое, как всякое настоящее явление искусства, сохраняет свою ценность независимо от времени.
1. Деревянные конструкции – основа ферм греческих храмов
2. Каменные формы, созданные греками на основе деревянных конструкций
5. Экономичные деревянные каркасные конструкции на гвоздях выглядят лучше с обшивкой или штукатуркой
6. Железобетонное каркасное здание с подоконным поясом, прикрывающим наружные колонны на половину толщины
|
3. Широко распространенная современная деревянная конструкция, аналогичная изображенной на рис. 1
4. Стены из естественного камня требуют обрамления проемов тесаным камнем
7. Железобетонное здание с целесообразным и экономичным консольным решением покрытия со сплошным ленточным остеклением
8. Здание с железобетонным безбалочным покрытием и легким металлическим фахверком наружных стен, заполненным остеклением.
|
Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"
Добавить комментарий